Медицинское, психологическое и логопедическое сопровождение

Логопедическое сопровождение

  • Ефимова Анна Сергеевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Образование: высшее педагогическое

  • Погонщикова Ольга Владимировна

учитель-логопед первой квалификационной категории

Образование: высшее педагогическое

______________________________________

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Но у многих детей процесс формирования речи задерживается или носит недостатки патологического происхождения.

Для детей с нарушениями речи в нашем детском саду существуют логопедическая группа (старше-подготовительная для детей 5-7 лет). Эта группа формируются на основе результатов психолого-медико-педагогического консилиума.

В этих группах проводятся специальные коррекционные занятия, которые проводит учитель-логопед:

  • фронтальные
  • индивидуальные
  • подгрупповые

Фронтальные занятия проводятся: два раза в неделю по двадцать минут в старшей группе и три раза в неделю по двадцать пять минут в подготовительной группе. Индивидуальные занятия логопед проводит в свободное от фронтальных занятий время.

 В работе используются программы:

  1. Г. А. Каше «Исправление недостатков речи у дошкольников»
  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Обучение и воспитание детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи», «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»

 Задачи коррекционной логопедической работы:

  1. Формирование лексико-грамматических средств языка.
  2. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и  выразительности.
  3. Овладение элементами грамоты.
  4. Развитие навыков связной речи/
  5. Развитие общей и мелкой моторики  путем максимального использования предметно-практической деятельности детей.

Основные направления работы учителя-логопеда:

  • развитие артикуляционной  моторики;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение словаря;
  • работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие психических процессов, имеющих прямое отношение к произвольной деятельности, к речи (интерес, внимание, вербальная память, словесно-логическое мышление, способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению).

Коррекционно-педагогическая помощь осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями ребёнка, медицинскими работниками, педагогами, что обеспечивает индивидуальное сопровождение ребёнка и установление  положительного психологического настроя.

Медицинское сопровождение

Медицинское обслуживание МБДОУ № 26 осуществляет «Пироговская участковая больница, поликлиника»

В учреждении работает медицинская сестра, которая осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения, качеством и приготовлением пищи, выполняет вакцинацию, организует профилактические и, по необходимости, карантинные мероприятия, оформляет санитарные бюллетени для педагогов и родителей, следит за состоянием детей и правильностью нагрузки для каждого воспитанника на занятиях по физической культуре, координирует работу по диспансерному обследованию выпускных в школу групп, оформляет всю необходимую медицинскую документацию.

Медицинская работа в 2016-2017 учебном году велась согласно плану.

Был разработан комплекс мероприятий оздоровительного характера, направленного на сохранение, улучшение здоровья детей, снижение их заболеваемости. Работа по оздоровлению ведется в естественных факторах: одежда по сезону, соблюдение двигательного режима, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, кислородный коктейль, использование фитонцидов. Групповые помещения регулярно обрабатывались бактерицидными лампами.

В учреждении ведется следующая медицинская работа:

​ проведение профилактических прививок согласно плану;

​ проведения ежегодной диспансеризации детей;

​ осуществление контроля за санитарно-гигиеническим режимом в ДОУ;

​ осуществление контроля за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, закаливающих процедур;

​ строгое соблюдение приготовления пищи в соответствии с 20-дневным меню, где сбалансированы все необходимые компоненты: белки, жиры, углеводы с учетом норм калорийности;

​ ведение и правильное оформление всей необходимой документации, согласно требованиям и рекомендациям  Роспотребнадзора;

​ ежегодное проведение плановых лабораторных исследований: вода, песок;

​ проведение обязательного медицинского осмотра персонала ДОУ (2 раза в год).

В течение учебного года проводили осмотры детей узкие специалисты: отоларинголог, окулист, хирург, невропатолог. Совместно с врачом-педиатром детской поликлиники проводились плановые, целевые перед прививками осмотры детей; профилактические прививки соответственно календарю. Осуществлялся контроль по выполнению режима дня, организацией питания, велась санитарно-просветительская работа: беседы, консультации, рекомендации, занятия с сотрудниками ДОУ.

В осенне-зимний период были проведены мероприятия по подготовке детского организма к сезонным инфекциям (противогриппозная профилактика: прививка против гриппа, витаминотерапия).

Весь детский контингент ДОУ привит, согласно возрастным и индивидуальным особенностям и плану-графику прививок.

Проведение профилактической оздоровительной работы позволяет в течение нескольких лет держать показатели заболеваемости детей на низком уровне.

Ежегодно воспитанники МБДОУ № 26 «Светлячок» подвергаются осмотру детским хирургом для выявления нарушений осанки и плоскостопия. По результатам осмотра родителям рекомендовано обратиться в поликлинику для более тщательного осмотра и назначения лечения.

В план оздоровительной работы ДОУ включены дополнительные мероприятия по профилактике плоскостопия и нарушения осанки  у детей-дошкольников.

Психологическое сопровождение

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

​ содействие созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития;

​ оказание своевременной психологической консультативной, диагностической, коррекционно-развивающей помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.

В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:

1.​ Психопрофилактика (информирование родителей и педагогов по проблемам воспитания, бучения и развития дошкольников);

2.​ Консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития.